//Приучаем ребенка к самостоятельности
Приучаем ребенка к самостоятельности

Приучаем ребенка к самостоятельности

Пока ребёнок совсем мал, он полностью зависит от взрослых. Но как только малыш подрос, научился ходить и тем более говорить, он начинает проявлять стремление делать что-то самостоятельно. К трём годам это желание затрагивает уже все сферы жизни ребенка. Недаром детские психологи называют этот период жизни «Я сам!». Малыш хочет сам выбирать то, что ему надеть, во что играть, что есть. И в этот момент для родителей, стремящихся вырастить самостоятельного человека, важно не погубить эти первые ростки ответственности за свои решения и поступки.

Сложность заключается в том, что большинство родителей, хотя и желают, чтобы ребенок сам выполнял какие-то функции, чрезмерно опекают детей, не предоставляя им никакой свободы действий. Ребенок традиционно воспринимается как существо неразумное, неспособное ни на что без руководства взрослых, требующее постоянной опеки и наставлений. Конечно, отчасти это так, но, не давая малышу шагу ступить без тотального контроля, родители со временем получают инфантильного ребенка, растерявшего желание вообще что-либо делать самостоятельно, ведь всегда под рукой мама, бабушка, которые предупреждают все его желания. В результате такого подхода вырастают первоклассники, не умеющие зашнуровать ботинки, завязать шапку или даже высморкаться.

Как же помочь ребенку стать самостоятельным? Для начала нужно просто не мешать ему, когда он хочет что-то сделать сам: почистить зубы, помочь в уборке, приготовлении пищи. Как правило, все это очень интересно для двух-трехлетних детей, но в ответ они часто слышат: «Не мешай, иди поиграй, дай мне спокойно сделать это». Конечно, после нескольких отказов малыш больше не будет стремиться помочь. Не следует лишать его возможности научиться чему-то, ведь позже это желание у него может и не возникнуть. Полностью отстраняя ребенка от домашних дел, взрослые дают ему понять, что он ни на что не способен. Конечно, то дело, которое мама одна сделает за пять минут, вместе с ребенком может растянуться на полчаса, но для осознания собственной нужности это будет неоценимый вклад.

Ребенку надо предоставлять возможность самому делать выбор. Поначалу пусть это касается бытовых вопросов – что надеть на прогулку, какие игрушки взять с собой, какой суп съесть на обед. Советуясь с малышом, родители дают ему почувствовать себя полноценным членом семьи.

Воспитание самостоятельности невозможно без общения ребенка со сверстниками. Находясь среди других детей, малыш учится отвечать за свои слова и поступки, видит, что умеют другие, и стремится перенять новые для него навыки. В детском саду ребенок, которого дома поощряют в самостоятельном одевании или умывании, разрешают брать в руки ножницы, чувствует себя намного увереннее, чем дети, находящиеся под гиперопекой.

И наконец, не следует ребенка лишать радости делать первые самостоятельные открытия. Пусть он сам разберется, как открыть дверцы шкафа, как включить воду. Пусть это будут его первые шаги на пути к будущей самостоятельности.

Статья: Приучаем ребенка к самостоятельности |  На главную

Развитие навыков ребенка самостоятельно кушать